Новости

Что и как читать с детьми на уроках и дома?

Что и как читать с детьми на уроках и дома?

10 апреля 2022
Этой теме посвятили несколько событий Форума, среди которых образовательный марафон «Книга и чтение в нашей жизни», дискуссионные площадки «Читательские компетенции современного человека: от дошкольника до выпускника» и «Технологии формирования функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности».

Мероприятия организовывали средняя общеобразовательная школа № 574 и детский сад № 143 Невского района, гимназии № 171 и № 155 Центрального района, Информационно-методические центры Центрального и Фрунзенского районов. Очно поучаствовали в работе площадок 370 специалистов, еще 275 – в дистанционном режиме.

Педагоги представляли разные методики и инструменты развития читательской грамотности: позиционное чтение, композиционное моделирование, монтаж буктрейлеров, ведение читательского дневника, театральная постановка, создание интерактивных кроссвордов и викторин по изученным произведениям с помощью LearningApps.org.

Мария Воюшина, доктор педагогических наук, профессор кафедры ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» РГПУ имени А. И. Герцена, один из авторов учебника «Литературное чтение» (учебно-методический комплекс «Школа диалога»), поделилась взглядом на то, как нужно прививать младшим школьникам любовь к чтению: «Мы с вами понимаем, что чтение – это не та область, где можно заставить человека что-то сделать, принудить его. Это совершенно бесполезно. Чтение возникает тогда, когда у человека лежит душа к книге, когда ему хочется открыть ее. А это происходит, когда чтение интересно. Но мы с вами также знаем, что литературное чтение – далеко не самый любимый предмет в начальной школе. Часто дети с большим интересом занимаются математикой, которая, казалось бы, сложнее и имеет отношение уже к логике, а не к искусству. А почему они так любят этот предмет. Наверное, потому что он отвечает их потребностям в росте, в том, чтобы ощутить что-то новое для себя, попробовать какой-то новый вид деятельности. И если мы хотим, чтобы чтение стало интересно детям, то должны прежде всего посмотреть на этот процесс с точки зрения ребёнка и подумать, отвечает ли это его потребностям. Для того, чтобы отвечало нужно ввести в круг чтения большее количество произведений современной детской литературы. Ребёнок сегодня говорит уже на другом языке, на языке XXI века. У него другие проблемы. И когда мы начинаем учить ребёнка читать, обращаясь к литературе столетней и более давности, то возникает и языковой барьер, и барьер, связанный с тем, что это уже не его эпоха, это уже даже другая страна, другой строй, поэтому, наверное, начинать приобщать ребенка к чтению важно с литературы современной, которая ставит прежде всего те проблемы, которые волнуют его.

Вторая важная вещь – предложить очень интересную и трудную деятельность. Я не оговорилась, именно трудную, потому что ребенок в этом возрасте, когда он приходит в школу, мечтает стать взрослым. Ему хочется поскорее показать, что он чему-то научился. И для него очень важно, что он делает. Вот этот деятельностный подход, который сейчас принят в школе, он тоже очень важен. И это должна быть деятельность трудная, но адекватная тому, с чем ребенок имеет дело. Это должна быть эстетическая, художественная деятельность. И она должна создавать у ребёнка представление о том, как он растёт, добивается успеха, как он становится интересным другим людям. Возможно это тогда, когда он видит в прочитанном тексте после нашего урока больше, чем он видел в этом тексте без нас, без учителя, без урока. А увидеть больше он сможет тогда, когда мы с вами будем говорить с ребёнком очень серьёзно о тексте, открывать в нем новый смысл для него, когда мы будем анализировать этот текст. И вот тогда у нас получится читательская аудитория, дети будут делиться своими впечатлениями друг с другом, это будет развивать интерес к чтению, формировать читателя».

Светлана Букреева, доцент кафедры филологического и социально-гуманитарного образования Ленинградского областного института развития образования, остановилась на том, что современные дети должны уметь выделять смысл из поликодовых текстов, которые включают гиперссылки, интертексты, таблицы, схемы, и познакомила со списком авторов, книг, которые рекомендованы педагогическим сообществом для досугового чтения: «Аля, Кляксич и буква „А“» Ирины Токмаковой, «Морозейка Минус Два» Ольги Колпаковой, «Чай с бергамотом» Маши Лукашкиной, «Одиссей ищет друга» Лены Репетур, «Лягушонок Ливерпуль» Лиона Измайлова, «Садовник Флоренций» Кястутиса Каспаравичюса, произведения Тамары Крюковой, Арнольда Лобела, Свена Нурдквиста, Роба Скоттона, Айно Хавукайнен и Сами Тойвонен, Холли Вебб, Евгении Малинкиной, Сэра Стива Стивенсона, Евгении Славороссовой, стихи Ренаты Мухи, Михаила Яснова, серии «Детям о великих людях России», «Детям о Великой Отечественной войне», «Великие битвы Великой Отечественной», «Страницы Истории», «Великие имена», книги Якова Перельмана.

А такие детские писатели и поэты, как Елена Амбросова, Андрей Рафф, Юлия Маркова, стали почетными гостями образовательного марафона «Книга и чтение в нашей жизни».