Новости

Кронштадт, эконастолки, «Мафия» – в чем ищут вдохновение педагоги дополнительного образования

Кронштадт, эконастолки, «Мафия» – в чем ищут вдохновение педагоги дополнительного образования

24 апреля 2022
Каждая образовательная организация, на чем бы она не специализировалась: на точных науках, изучении иностранных языков или военной подготовке, – стремится развивать своих учеников в самых разных направлениях. Их знакомят с культурным наследием, историей, искусством, социальными проектами и инициативами по защите окружающей среды. Педагоги, воспитатели, руководители и методисты представили свои лучшие практики в рамках дополнительного образования.

Эколого-краеведческая школа № 71 рассказала о проекте «Мой город – Санкт-Петербург», созданный для пропаганды спорта и здорового образа жизни. Его оригинальность заключается в том, что дети параллельно изучают историю и культуру родного города через ориентирование по картам и навигационным системам, знакомятся с наследием Санкт-Петербурга. Ученики посещают парк Победы, Елагин остров, Кронштадт – колыбель российского флота, летний сад, Комаровский берег.

Педагог-воспитатель из Санкт-Петербургского кадетского военного корпуса им. князя Александра Невского сделал обзор дискуссионных игр, которые он использует в учебном процессе. По его словам даже знакомая нам «Мафия» может быть не только развлечением, но и инструментом для развития навыка работать в команде. В другой игре под названием «Бункер» школьники решают вымышленную задачу, например, выжить в космическом пространстве, вернуться на Землю и создать лабораторию для устранения угрозы. Дискуссионные игры развивают гибкость мышления, память, интуицию и актерские способности.

Многие школы и детские сады сегодня уделяют значительное внимание образовательным инициативам по экологии, защите окружающей среды и осознанному потреблению. Представители «Центра развития дополнительного образования детей» Иркутской области поделились опытом проведения мероприятий эколого-биологической тематики. Они досконально проработали не только программу, но и организационную часть: закупили бейджи, бумагу для сертификатов, и даже чай из экологичных, легко перерабатываемых материалов.

С помощью настольных игр ученики Центра разбирают проблемы, решение которых ищут профессиональные экологи: как минимизировать отходы («Жизнь без отходов»), сократить негативное воздействие производств на окружающую среду («Экослед товара»), сохранить природные зоны («Путешествие вокруг Байкала»). Теме осознанного потребления посвящена целая интерактивная выставка «Стремись к нулю отходов».

Наставники из Дома детского творчества «Павловский» Пушкинского района Санкт-Петербурга тоже затронули тему экологии. Они рассказали, как шесть лет назад их ученики увидели в городе больные деревья, что стало основой для создания «Детского городского движения в защиту вязов». С тех пор появились и другие инициативы по привлечению внимания к вопросам охраны природы: «Просветительский семейный Эко-Фестиваль “Павловская Белка”», авторская экскурсия одной из учениц Дома по музею лесной энтомологии, проект «Прикоснись к профессиям», благодаря которому дети знакомятся с 50-ю специальностями, связанными с природой.

В детском саду № 65 Кировского района Санкт-Петербурга даже разработали виртуальную экскурсию по Михайловскому замку, в которой детям и родителям предлагается посмотреть видеоролик и выполнить последующие к нему задания. А ученики средней школы № 430 сами сняли видео, в котором показали, как будет выглядеть жизнь будущих поколений, если мы не начнем сокращать потребление невозобновляемых ресурсов.

Павловская гимназия № 209 посвятила целую конференцию диалогу поколений о сохранении исторической памяти об имперском периоде Российской истории. Мероприятие включало в себя панельную дискуссию и круглые столы, где приняли участие ученые, общественные эксперты, руководители образовательных организаций, гости из Белоруссии и Китая. Они поговорили об исторических уроках, семейных ценностях, нравственном и военно-патриотическом воспитании. Олег Валерьевич Эрлих, доцент кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО, дал следующий комментарий: «В этом представительном форуме ищется ответ на вопрос как сопрячь традиции с современностью. Мы не можем оставаться в прошлом, но если мы не базируемся на опыте и традициях прошлого, то мы отрываемся от родной почвы со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями».

Похожую конференцию организовала кафедра общественно-научного и культурологического образования СПб АППО. Исследователи предложили свои идеи по объединению курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с уроками музыки, истории, литературы и биологии; разработку совместных программ с музеями, зоопарком, религиозными организациями и центрами дополнительного образования.

В детском саду № 109 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга состоялся семинар в рамках деловой программы форума «Художественно-эстетическая деятельность в дошкольной образовательной организации: классика искусства – детям». Участники посмотрели отрывки премьерных спектаклей: музыкальной драматизации с использованием штоковых и тростевых кукол, а во второй части прошел мастер-класс «Основы кукловождения: праздник каждый день!».

В обзоре представлена лишь небольшая часть проектов и творческих инициатив, которые талантливые педагоги и методисты разработали, внедрили и успешно реализуют в своих организациях. Шаг за шагом они выстраивают новое образовательное пространство, в котором учитель из лектора превращается в наставника, уроки вызывают интерес и раскрывают потенциал каждого ребенка, а забота об окружающей среде, сохранение культурных ценностей и исторической памяти становится чем-то само собой разумеющимся для всех детей с самого раннего возраста. Так и должно выглядеть то, что мы сегодня называем образованием будущего.