Новости

СПЕЦПРОЕКТ студентов СПбГУ: трек «Непрерывное образование»

СПЕЦПРОЕКТ студентов СПбГУ: трек «Непрерывное образование»

5 мая 2022
Институт педагогики СПбГУ и Центр регионального и международного сотрудничества подготовили специальный проект, в котором молодые педагоги – студенты университета – делятся своими идеями по темам 10 треков XII Петербургского международного образовательного форума.

Мы спросили магистранта Марию Ванину, в каких, по ее мнению, образовательных моделях или ситуациях будет оправдана дистанционная форма школьного образования после окончания пандемии. Мария считает, что онлайн – это не столько про формат, сколько про инструмент, который нам пришлось осваивать, хотели мы того или нет. И тем не менее, он открыл для нас большие возможности, и дистанционное обучение уже навсегда прочно вплелось в традиционную образовательную систему.


Татьяна Владимировна Модестова, кандидат педагогических наук, директор, методист ИМЦ Петроградского района, ответила Марии: «Любое новшество, в том числе и в образовании, всегда проходит первичную апробацию (официальное одобрение) с проверкой того, какие у него есть плюсы и минусы. И так получилось, что дистанционное обучение как новое явление в школьном образовании стало массовой апробацией. Несмотря на то, что эта "апробация" осуществлялась непросто, педагоги не только справились, но и смогли не допустить снижения качества школьного образования. Несомненно, в этом им помогли их профессиональные компетенции, направленные на включение в дистанционную форму традиционных форматов обучения, но с учетом специфики дистанционного взаимодействия и возрастных особенностей у школьников.

Как отметила Мария, сейчас, когда мы снова учимся очно, мы уже воспринимаем дистанционный формат как инструмент, который может помочь в тех ситуациях школьного образования, которые раньше оставались без решения или требовали поиска решений для оптимизации. Например, это обучение учащихся, которые болеют. Формат дистанционного обучения поможет школьникам не ощущать себя «выпадающими» из процесса.

Включение в урок цифровых, дистанционных инструментов, например, использование дополненной реальности на уроках физики, химии, биологии, проведение дистанционных экскурсий-погружений в рамках уроков географии, дистанционных сетевых олимпиад, игровых технологий – это неполный перечень того, что уже сегодня педагоги применяют в школьном образовании.

Дистанционной может быть и внеурочная деятельность: проектная, игровая, исследовательская работа школьников, когда учитель выступает тьютором, наставником. Родительские собрания, организационные совещания старшеклассников (например, школьный совет), методические объединения педагогов, в том числе между разными городами и регионами, – это то, что поможет расширить возможности взаимодействия.

Важно и то, что дистанционные форматы позволяют записывать и многократно пересматривать контент.

И конечно, при выборе формата работы нужно руководствоваться не только поставленными задачами, но и возможностями и потребностями его участников».

Так, в этом году в рамках Форума многие мероприятия проводились в смешанном формате, что позволило увеличить количество участников, которые смогли дистанционно посетить мероприятия или пересмотреть запись события в удобное время. Именно это персонализированное расширение возможностей для получения новых знаний, компетенций и даёт дистанционное образование.

Несмотря на пользу, которую принес онлайн-формат в пандемию, стать полноценной заменой традиционному образованию он не сможет. Ведь школа сегодня не просто место для передачи информации. Это сложный социальный институт, в котором дети учатся взаимодействовать друг с другом и своими наставниками. И все же дистанционное обучение дало нам возможности, которые были недоступны ранее, и позволило по-новому взглянуть на традиционную образовательную систему. Объединив старый и новый форматы, мы можем усовершенствовать учебный процесс и сделать его максимально эффективным и одновременно комфортным для всех участников.

***
Следить за информацией о событиях Форума можно не только на сайте, но и в Телеграм-канале. А в группе Форума во «ВКонтакте» будут появляться анонсы событий и фотографии с мероприятий.