"

Новости

Цифровые технологии – инструмент управления школой

Цифровые технологии – инструмент управления школой

26 апреля 2022
Когда мы говорим о школе, то сразу начинаем думать о связке учитель – ученик, ведь это главные фигуры образовательного процесса. Однако работа административного блока не менее важна: именно благодаря структурным и организационным решениям получается создать комфортную среду для педагогов и детей. При этом учебное пространство сегодня не ограничено классной комнатой – в него входят и виртуальные площадки. Вопросы управления цифровой инфраструктурой школы стали центральной темой нескольких мероприятий XII Петербургского международного образовательного форума.

Конференция «Обеспечение информационной безопасности образовательного процесса»

В 2021 году школа № 567 Петродворцового района была назначена региональной экспериментальной площадкой по совершенствованию информационной безопасности образовательного процесса. На Форуме она представила ряд исследований и разработок в этом направлении. В частности результаты опроса 69 образовательных организаций Санкт-Петербурга. Выяснилось, что в большинстве школ нет отдельного специалиста по информационной безопасности.

Респонденты также обозначили несколько моментов, которые их волнуют: отсутствие стандартизированных технико-технологических решений (73%) и локальных нормативных документов (60%), централизованной методической поддержки (69%) и возможности повышения квалификации по конкретным вопросам (19%) в области информационной безопасности в образовательной организации, непонимание работниками школы важности проблемы (30%).

Анкетирование педагогов, проводившееся Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования совместно с экспериментальной площадкой, выявило основные профессиональные дефициты педагогов: во-первых, они недооценивают роль школы в формировании цифровой грамотности детей и обеспечении информационной безопасности образовательного процесса, и, соответственно, возлагают слишком высокую ответственность в этом вопросе на семью, во-вторых, учителя имеют недостаточно широкий методический арсенал для использования современных, популярных у обучающихся форматов работы.

Еще одна сложность, с которой сталкиваются школы, пытаясь создать безопасную информационную среду, – отсутствие универсальных решений по контентной фильтрации, то есть ограничению доступа образовательных учреждений к веб-ресурсам, содержащим информацию, несовместимую с задачами образования и воспитания.

Специалисты школы № 567 считают, что вопросы кибербезопасности можно решить, только если использовать комплексный подход, работать на всех уровнях: создавать правовую базу, методические материалы, изучать психологические аспекты обучения в цифровой среде, искать технологические решения, повышать компетентность сотрудников.

Вебинар «Реализация модели цифровой образовательной среды в контексте цифровой трансформации школы»

Педагоги Школы № 215 Фрунзенского района провели мастер-класс по использованию ресурсов платформ «Сферум» и «Открытая школа». «Сферум» – цифровая образовательная платформа, разработанная отечественными IT-компаниями VK и «‎Ростелеком» при поддержке Министерства просвещения и Министерства цифрового развития. Это безопасное пространство для школы, в котором можно учиться, общаться, проводить видеоуроки и родительские собрания, смотреть трансляции и обмениваться файлами.

«Открытая школа» – еще одна цифровая образовательная платформа для учителей и учеников. На ней размещен контент по предметам школьной программы в интерактивных форматах: анимационные ролики, симуляторы, игры. Площадка дает возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся.

Семинар «Практика реализации дистанционных технологий в управлении»

Гимназия № 528 Невского района имеет развитую цифровую образовательную среду (ЦОС). В нее входят электронное приложение к образовательной программе «Контент», электронная учительская с чат-ботом, виртуальные чат-комнаты и комнаты видеовстреч, цифровое портфолио классов, электронный каталог материалов для проведения анализа урока, электронный каталог КИМ для организации внутренней оценки качества образования, сайт «Индивидуальный проект» и каталог продуктов учебно-исследовательской и проектной деятельности, консультационный центр для родителей «Вместе со всеми», школьный VLOG, виртуальный педсовет, виртуальный музей. Все эти сервисы можно найти на официальном сайте гимназии.

Школа поделилась своим опытом работы в цифровом пространстве на семинаре «Практика реализации дистанционных технологий в управлении». Для представителей администраций образовательных организаций провели пять мастер-классов, на которых познакомили их с практическими решения по работе в виртуальной рабочей среде в таких направлениях, как управление качеством образования, организация олимпиадно-конкурсного движения, проведение школьных мероприятий, дополнительное образование.

Также директор гимназии провел дистанционное совещание со своими заместителями и ведущими мастер-классов, находившимися в разных кабинетах школы. За видеоконференцией наблюдали все участники. Большой интерес вызвал мастер-класс по автоматизации аналитической деятельности в управлении качеством образования. Участники работали в роли учителя и завуча с шаблоном аналитической справки. Она позволяет определить уровень достижения обучающимися предметных результатов, выявить системные затруднения, спланировать и провести корректировку образовательного и учебно-воспитательного процесса.

Директор гимназии Елена Ненахова объяснила, что нужно четко понимать свои цели, чтобы организовать удобную цифровую образовательную среду: «Чтобы деятельность в области цифровизации была успешной, надо понять следующее: это нужно не ради выполнения Федерального проекта, а для того, чтобы нам было легче работать. Когда в нашу гимназию приходит новый сотрудник, он сначала испытывает состояние шока, но буквально через неделю включается в процесс и понимает, насколько электронные составляющие помогают в его работе. Я же как директор могу управлять гимназией удаленно, из любой точки планеты, где есть интернет. Поэтому результативность и эффективность цифровизации образовательных учреждений для нас уже является доказанным фактом. Работа на цифровом пространстве гимназии продолжается, есть много интересных идей. Я надеюсь, что мы их успешно реализуем».

Мысль о том, что цифровые технологии – это только инструмент преобразований, а не решение всех проблем, самоцель, звучала в выступлениях спикеров на разных событиях Форума.

Врач-педиатр высшей категории, кандидат медицинских наук, главный редактор и генеральный директор Издательского дома «СТЕЛЛА» Марина Мамаева на выездном семинаре «Конвергентная образовательная среда: цифровая дидактика и профессиональный рост педагога» также напомнила о том, как важно не забывать, зачем мы строим цифровую среду: «В медицине есть такой принцип “умеренность во всем”. <...> Хотелось бы, чтобы в цифровых технологиях и их внедрении в образовательную среду была некая умеренность, и чтобы мы стремились к гармонии прежде всего, а не к освоению очередных инноваций любым путем».