Новости

Экотропа, квадроэколята и патент на поливатор – обзор эколого-ориентированных практик в детских садах России

Экотропа, квадроэколята и патент на поливатор – обзор эколого-ориентированных практик в детских садах России

1 апреля 2022
Всероссийская научно-практическая конференция работников дошкольного образования на тему «Познаем окружающий мир: технологии и практика дошкольного дидактического дизайна» прошла 24 марта в детском саду № 114 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Представители дошкольных учреждений из разных уголков России поделились своим опытом создания эколого-ориентированной среды в своих организациях. Старшие воспитатели детского сада № 57 из Братска в Иркутской области рассказали о проекте «Природа. Погода. Дети». Его реализация началась с маленькой березовой аллеи, которую посадили дети одного из выпусков. Сегодня так называемая экологическая тропа, закрепленная за детским садом, включает тополиную, березовую, цветочно-овощную, плодово-ягодную и сиреневую аллеи, птичью столовую, водоем, аллею акаций и метеоплощадку. К каждой локации прикреплена группа, которая занимается уходом и оформлением. Родители тоже не остаются в стороне: участвуют в акциях и трудовых десантах.

Воспитатели используют экологическую тропу как площадку для проведения квестов. В одной из таких игр-путешествий под названием «В мире метоизмерений» герои-вороны похитили и заколдовали все приборы на метеостанции. На каждой из локаций дети решали головоломки, искали выход из ситуаций, применяя техники ТРИЗ, определяли вид облаков и проводили полевые эксперименты.

Внутри детского сада эколого-направленная работа продолжается: в групповых комнатах и лабораториях дети под присмотром воспитателей проводят эксперименты. Они работают с интеллект-картами, заполняют дневники наблюдений, создают природные коллекции из камней, растений, ракушек и минералов.

Но, как показывает практика, даже в изучении природы и окружающего мира могут помочь информационные технологии. Представитель детского сада № 205 города Мариинска Кемеровской области рассказала о проекте «Железнодорожная игротека». У каждого участника есть свой игровой набор и онлайн-кабинет, где он получает индивидуальные задания, например инструкцию к семейному квесту для родителей и ребенка «В поисках суперсил» или материалы для игры «Сборка квадронафта». На базе этих мероприятий в детском саду возникла сюжетно-ролевая игра, с помощью которой дети изучают природу, экологию и технологии энергосбережения.

Совместно с педагогами и родителями воспитанники создали макет своего участка земли под названием «Эколенд» и заселили его квадроэколятами – своими цифровыми копиями. Продумали, какие растения и животные будут жить на их земле, кто будет заботиться о природе, какие здания, транспорт и техника будут окружать жителей Эколенда. На макете есть элементы цифровых технологий, например, модель птицы, которая может подавать сигналы.

Совместная работа педагогов и родителей – важный аспект воспитания, но не менее ответственно нужно подходить и к передаче опыта от старших сотрудников молодым коллегам. С этой целью в детском саду № 99 города Братск реализуется программа наставничества в проекте «Мир открытий». Воспитатели-новички в паре с опытными педагогами провели серию занятий и экспериментов по изучению живой и неживой природы. Для поддержания интереса детей они вместе создали в группах уголки природы, макеты климатических зон, собрали коллекции полезных ископаемых и различного природного материала.

Созданию смоделированной развивающей игровой среды уделили внимание и в детском саду № 92 по-соседству. Воспитатели собрали множество учебных материалов и приспособлений по охране окружающей среды, ресурсосбережению и ЗОЖ; подготовили программы исследования ближайших доступных объектов природы, зеленой зоны детского сада, лесной зоны. Работа с детьми строится по методу кейсов, то есть обучения на основе реальных ситуаций. Картинка или фотография-сюжет отражает какую-либо проблему, а ниже дан текст, который описывает ее и предлагает задание. Ребята разбирают, как правильно сортировать мусор, сохранять природу или отличать вредную пищу от полезной.

В логопедической группе после серии экспериментов по очистке загрязненной воды прошла конференция о влиянии нефти на жизнь птиц, на которой юные экологи выступили с презентациями результатов своих исследований. Некоторые детские идеи были реализованы социально-значимых конкурсах. На городском фестивале детских изобретений воспитанники стали победителями в номинации «неподвижно-эстетичная модель» и получили патент на изобретение поливатора. Ребята старшей группы приняли участие в муниципальном фестивале коротких мультфильмов «Обыкновенное чудо», где представили экологическую сказку «Маша и медведи».

В учреждениях с инклюзивными программами тоже не обходится без изучения окружающей среды и вопросов экологии. В детском саду № 110 Братска для детей с задержкой психического развития (ЗПР) специалисты адаптировали программу, сделав материалы более наглядными. Дети с ЗПР с трудом запоминают и сопоставляют новую информацию, поэтому в рамках проекта «В мире открытий» учителя-дефектологи создали специальные альбомы экспериментов, в которых каждый этап опыта представлен наглядной картинкой. Альбом «Юный исследователь» включает в себя игры с магнитами, лупой, микроскопом, весами; рассказывает о правилах поведения в лаборатории; помогает исследовать воду и почву. Работа строится так, чтобы дети, у которых плохо развито абстрактное мышление, могли задействовать все органы чувств при изучении каждой темы.

Важная роль отводится работе с родителями. Для них проводятся консультации, печатаются информационные памятки, разрабатываются проекты по поисково-исследовательской деятельности в домашних условиях. Благодаря их инициативе в саду образовалась картотека таких семейных научных опытов в формате видеосюжетов.

О своих проектах и разработках рассказали представители еще нескольких дошкольных учреждений. В детском саду № 28 города Ирбит Свердловской области создали санитарно-пищевую экспресс-лабораторию. В 59-м детском саду Нальчика в Кабардино-Балкарской Республике основная часть работы строится вокруг утилизации и переработки мусора: дети мастерят полезные предметы из пластиковых бутылок, строят из лего макеты заводов по переработке. Свои кейсы эколого-ориентированных проектов представили воспитатели из Екатеринбурга, Казани, Санкт-Петербурга, Собинки.

Как мы видим, каждый детский сад выстраивает индивидуальную траекторию работы с детьми и родителями в области экологического просвещения. Почти все используют в своих проектах специально разработанное оборудование от центра «Крисмас»: учебно-методические комплекты, экспресс-лаборатории и пособия. Компания производит эколого-ориентированные наборы для детских садов, школ, вузов, такие как «Волшебные опыты», «Юный химик», «Экологический практикум», «Практикум по оценке качества и безопасности питания» и другие. Заместитель руководителя учебного центра группы компаний «Крисмас» Евгения Орликова стала одним из спикеров конференции: «Мы собираем и коллекционируем опыт использования наших образовательных материалов. Благодаря проекту сетевого взаимодействия самые интересные практики мы стараемся сделать доступным для большого числа наших коллег. Если собираться вместе, в едином ключе показывать свой опыт, становится понятно, какая практика экологического образования уже стала массовой, а какая еще является инновационной и требует широкого распространения. Совместными усилиями мы сможем популяризовать практико-ориентированное экологическое образование в нашей стране».

***
Следить за информацией о событиях Форума можно не только на сайте, но и в Телеграм-канале. А в группе Форума во «ВКонтакте» будут появляться анонсы событий и фотографии с мероприятий.