Новости

Менторинг, баддинг, шедоуинг... для подготовки наставников в системе образования

Менторинг, баддинг, шедоуинг... для подготовки наставников в системе образования

1 апреля 2022
В школе № 683 Приморского района Санкт-Петербурга участники семинара исследовали, как будут развиваться модели наставничества в образовательных организациях и какие формы подготовки наставников наиболее эффективны.

Наставничество, считают организаторы, – это способ вдохновения на новое дело и участие в его реализации от планирования до завершения. Наставничество не имеет границ и возрастных рамок. В особенности, когда 2023 год объявлен Годом педагога и наставника.

Согласно федеральному проекту «Современная школа», до конца 2024 года не менее 70% обучающихся общеобразовательных организаций должны быть вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества.

Директор школы № 683Светлана Дедина рассказала, что рассматривает наставничество как ключевую стратегию развития образовательной организации. С 2021 года в учреждении создана профильная проектная группа, в которую включили социального педагога, педагога-организатора. Их работа описана нормативными документами: Положением о наставничестве, целевой Моделью и Программой наставничества, Дорожной картой на 2021-2022 годы. Сформированы наставнические группы: «ученик – ученик», «учитель – учитель», «работодатель – ученик», нацеленные на достижение результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы, «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование» во взаимодействии с учреждениями культуры и науки, организациями-партнерами по сетевому взаимодействию, общественными объединениями.

Сейчас модель «учитель-учитель» – это фактически социальный институт по передаче профессионального опыта и адаптации в коллективе, способствующий повышению профессионализма и закреплению педагогических кадров.

Однако в перспективе модель можно значительно расширить. Майнд-фитнес тренер, ментор образования, учитель-практик, игромастер, разработчик образовательных траекторий, организатор проектного обучения, – вот профессии будущего, которые назвала Татьяна Князева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления и профессионального образования, заведующая сектором сопровождения инновационных проектов и НПК Ленинградского областного института развития образования, федеральный эксперт МТА.

Наставничество как педагогическая позиция новой системы разделения труда в образовании может рассматриваться как:

  • образовательный процесс на рабочем месте,
  • кадровая технология, обеспечивающая передачу знаний, навыков и установок,
  • система адаптации и профессионального развития молодых педагогов,
  • часть корпоративной культуры организации, в которой накапливаются и передаются знания, навыки, опыт и успешные модели поведения,
  • ключевой механизм инновационного процесса в организации.

В образовательных организациях Санкт-Петербурга уже 2 года апробируется целевая модель наставничества. Как отметила заведующая центром развития наставничества СПб АППО Кристина Зайцева, эта модель позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи, что важно в современном мире. Эксперт рассказала о результатах пилотных школ, алгоритмах и механизмах, которые те используют, рисках и ресурсах развития системы наставничества.

По словам специалиста по учебно-методической работе центра развития наставничества СПб АППО Владислава Миюсова, наиболее эффективной может быть неформальная подготовка наставников через взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. На первом этапе это такие формы обучения, как баддинг, мастер-класс, сторителлинг, коучинг. На втором – шедоуинг, тимбилдинг, электронное обучение.

Неформальное образование для наставников – богатейший арсенал. Только испробовав на практике, можно максимально полно использовать его в повседневной жизни. Для этого организаторы провели проекториумы по трем направлениям:

Педагогический менторинг

Здесь разбирали только те показатели, которые можно измерить, на которые можно повлиять: изменить или развить. Кому это, прежде всего важно? Администрации школы, потому что образовательное учреждение заинтересовано в постоянном развитии.

Если администрация – инициатор, кто исполнитель этого заказа? Методическая служба школы как система. Тогда и сама методическая служба должна быть не статичной, а постоянно развивающейся, активно участвующей в процессе управления образовательным учреждением. В этом случае необходимо построить действующую многоуровневую модель методической системы, в распоряжении которой будет не только широкий круг полномочий, но и широкий спектр возможностей. Это, прежде всего профильные направления – методические кафедры, на уровне которых компилируются и коррелируются целевые задачи и в соответствии с проектами организуются творческие группы педагогов, временные проектные сообщества, научно-методические советы и другие коллегии.

Как определить уровень педагога, какие инструменты дают верифицированную информацию? Педагоги школы № 683 представили те инструменты, которые проверили на практике при выявлении профдефицитов и выбора курсовой подготовки, познакомили участников с технологиями интерактивного тестирования, спайдер-диаграммами и инструментами самодиагностики педагогов.

Конструктор системы наставничества: Ученик – Ученик, Работодатель – Ученик

Как помочь ребенку найти собственное «Я», принять себя и продолжать совершенствоваться? Создать особую атмосферу сотрудничества и сотворчества. Сюжетно-ролевые игры объединяют, позволяют выполнять разные социальные роли, дают возможность организовывать свою деятельность и влиять на поступки других, устанавливать коммуникативные связи, налаживать контакты.

Здесь мы наблюдаем наставничество в формате ученик – ученик, но в двух направлениях:

  • дети одного возраста в одном коллективе взаимодействуют с друг другом – формируется умение общаться друг с другом;
  • дети старшего и младшего возраста взаимодействуют – происходит обмен опытом.

Участникам предложили обсудить такие вопросы как: формирование социальной активности старшеклассников через передачу опыта ученик-ученик, детское наставничество как путь формирования проектного мышления, современные формы наставничества и шефства как способ коллективного взаимодействия ученик-ученик.

Технологии социального проектирования рассматривались как проблема вовлечения подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта при использовании в деятельности детского объединения, и как возможность формирования лидерских качеств через общешкольную дидактическую игру «Будь готов!», используя модель «горизонтально-вертикального» взаимодействия.

Корпоративное наставничество

Коллектив педагогов-разработчиков познакомил гостей с цифровой образовательной платформой «СОВА». Это система для непрерывного обучения и информационно-методического сопровождения педагогического состава. Ее использование помогает определить траекторию индивидуального маршрута для профессионального развития учителя.

Здесь есть:

  • Система документооборота, поиск информации, взаимодействие руководства и сотрудников, банк данных организации в компактном и доступном варианте, сопровождение при аттестации, курсы повышения квалификации.
  • Совокупность виртуальных площадок по трем направлениям: «Учиться», «Спросить» и «Узнать».
  • Возможность каждому педагогическому работнику стать субъектом профессионального развития и, впоследствии заявить о себе как о наставнике при создании интерактивного материала.

Участники семинара также попробовали развить в себе цифровые компетенции видеоскрайбинга в онлайн-сервисе PowToon и познакомились с использованием чат-ботов.

На тренинговых занятиях, мастер-классах, при решении кейсов и реализации проектов педагоги школы рассказали о практиках формирования hard & soft skills и кросс-контекстных навыков, таких как социальный интеллект, способность мыслить нестандартно и понимать смыслы, строить индивидуальные и групповые траектории для обучающихся. Конструктор наставничества помог подключить к процессу методистов, родителей, выпускников, внешних наставников, психологов, учителей-предметников, педагогов-организаторов.

***
Следить за информацией о событиях Форума можно не только на сайте, но и в Телеграм-канале. А в группе Форума во «ВКонтакте» будут появляться анонсы событий и фотографии с мероприятий.